Куб приходит в СНГ


Оборудование CUBE для экспертизы транспортных средств, в том числе и при расследовании ДТП, не является главным в производственной программе Launch, но к разработкам Компании в данной специфической области уже проявили большой интерес многие зарубежные специалисты, представляющие в основном правоохранительные структуры и страховые компании.

21-23 марта в Минске состоялся тренинг по продукции VIN/Crash Cube для специалистов Государственного Комитета судебных экспертиз РБ. Мероприятие было организовано совместно Launch-CIS и Академией SenSys при активной поддержке г-на Л. Васневского из Launch-Europe. Тренинг проводился в рамках повышения квалификации экспертов-криминалистов, уже имеющих на вооружении два Launch VIN Cube, для более эффективного применения этого оборудования в своей работе. А с учетом того, что в ближайшей перспективе Комитет планирует оснастить все свои республиканские отделы приборами VIN/Crash Cube, данное обучение можно рассматривать как первый этап освоения новой техники.

В качестве тренера был приглашен г-н Йоже Шкрилец - один из ведущих европейских специалистов в области расследования дорожно-транспортных инцидентов. За его плечами богатый практический опыт сертифицированного euDARTS-group эксперта, сотни заключений, выполненных по заказу полиции и страховых компаний во многих странах Европы, что было особенно важно для нашей аудитории. Ведь слушателей-экспертов интересовали больше не теоретические, а именно рабочие моменты из их обычной практики для понимания того, что делать с данными, которые удается извлечь из электронных блоков управления, как их правильно интерпретировать и как на основе этого строить дальнейшие заключения.



Конечно, краткий трехдневный курс не может охватить все возникающие в процессе работы эксперта вопросы, тем не менее, многие темы были раскрыты достаточно подробно, а специальные практические занятия на реальных автомобилях позволили продемонстрировать слушателям возможности оборудования и самим испытать его в работе. Тренировочные площадки и несколько десятков проблемных «пациентов» предоставил Atlant-M - крупнейший в Беларуси дилер VW/KIA и сервис-центр Управления Комитета судебных экспертиз по г. Минску.

Во время тренинга г-н Шкрилец неоднократно подчеркивал, что в своей повседневной практике использует целый набор инструментов, при этом VIN Cube занимает только 5-10% общей нагрузки, остальной объем черновой работы выполняется с помощью Crash Cube, Bosch CDR, VCDS и пр. оборудования, которое позволяет читать из блоков управления «сырую» информацию. Эта информация содержится в виде т.н. freeze frame - снимков параметров, или буквально «замороженных кадров» значений основных текущих параметров работы двигателя, зафиксированных в момент возникновения DTC. Во время аварии блоки управления, отвечающие за безопасность, например SRS, ABS, VSC и др. генерируют соответствующие DTC и создают собственные freeze frame данные, записывая их во внутреннюю энергонезависимую память ECU. Далее, эту информацию необходимо извлечь из всех ECU с помощью Cube или CDR и выделить в ней те участки параметров, которые соответствуют моменту совершения ДТП. Это довольно трудоемкая рутинная работа, требующая аккуратности и специальных знаний, поскольку разные ECU могут иметь разные параметры и содержать десятки «лишних» данных freeze frame, не относящихся к моменту самой аварии.



Но самый сложный этап в работе эксперта – заключительный. Синхронизируя все данные от разных блоков управления по времени, и анализируя их значения и взаимосвязь, эксперт должен реконструировать полную картину происшествия и сделать единственно верное Заключение для полиции или страховой компании о причинах аварии. Естественно, без помощи интернета, компьютеров и специального ПО, обрабатывать такие большие массивы информации в сжатые сроки невозможно, тем более, что объем расследований, выполняемых только одной группой г-на Шкрилеца превышает 300 заключений в год. Бывают и сложные ситуации, например, при сильных повреждениях и/или последующем возгорании автомобиля, когда извлечь данные через OBD-разъем физически невозможно. В таких случаях приходится обращаться к изготовителю блока(ов) управления, чтобы считать бинарные данные непосредственно из микросхем памяти, что конечно занимает больше времени и существенно удорожает экспертизу.

Во второй и третий день тренинга после практических занятий студенты вместе с тренером проходили мастер-класс в учебной аудитории SenSys, где разбирали те конкретные случаи, которые им встречались на площадке сервис-центра.

Проблема коммуникации не стояла остро потому, что специалисты понимали друг друга на прикладном уровне практически без лишних слов, и живое общение проходило в непринужденном режиме вопросов и ответов.

В последний день г-н Шкрилец с большим удовлетворением поздравил слушателей с окончанием курса обучения VIN/Crash Cube и под дружные аплодисменты вручил им именные сертификаты.



В свою очередь наши белорусские коллеги отметили несомненную пользу обмена опытом в таком формате и горячо поблагодарили г-на Шкрилеца за очень полезную информацию для освоения нового оборудования и дальнейшего совершенствования своих профессиональных навыков.