PASS-THRU дуумвират



Автор: Илья Николов

Современные автомобили все больше начинают напоминать компьютеры и соответственно приобретать характерные для компьютеров проблемы. Основная - это обновления и настройки. И если в компьютерах при легальном ПО в общем-то без проблем все можно обновить, то с автомобилями все несколько сложнее.


Тут сказывается жесткая привязка электроники автомобиля к дилеру. Разумеется, автомобиль приобретен официально, ПО в нем тоже, но вот обновления на него было возможно поставить только при помощи официального дилерского оборудования. Та же история с установкой доп оборудования. Вот захотелось владельцу поставить себе, допустим, противотуманные фары. СТОП! Либо «колхозить» с 4-х контактными релюшками, либо добро пожаловать к дилеру, если надо сделать «как родное».

Не поможет и установка оригинального выключателя. Хоть под него есть и штекер, и даже в бампере имеется проводка. Но вот чтобы он заработал, надо при помощи диагностического сканера залезть в соответствующие настройки автомобиля и в нужном месте поставить галочку. До недавнего времени это было доступно только для дилерских сканеров.

«Нехорошо!» - решили в Европе, это нарушает закон о конкуренции, и заставили производителей автомобилей разрешить доступ к своим серверам. Теперь при помощи диагностического сканера можно перепрошивать блоки, заливать новое ПО, активировать различные функции, прописывать иммобилайзеры и производить прочие манипуляции.


Технология получила название PASS-THRU программирование. Теперь в линейке производителей независимого мультимарочного диагностического оборудования у топовых моделей есть такая функциональная возможность.


С одной стороны, это хорошо, не иметь привязки к дилеру. С другой стороны, в доступе сам черт ногу сломит. Это же мультимарочник! Поэтому полная неразбериха с доступом к различным маркам. К одним можно подключиться просто, к другим надо оплачивать доступ, к третьим пока невозможно. Есть еще какие-то ограничения типа прописки иммобилайзеров. Надо сообщать свои данные, вроде как противостояние угону. У всех производителей совершенно разные требования. К тому же производитель диагностического оборудования сам оплачивает доступ, и как его продлевать, когда он закончится, пока не совсем понятно.



В данной статье речь пойдет именно о приборе, поддерживающем подобные функции - топовой модели сканера от LAUNCH. Прибор имеет цифровое обозначение традиционное для диагностического оборудования, произведенного этой фирмой – X-431 c дополнительным индексом PAD III.

Прибор задумывался как прямой конкурент Autel MaxiSys 908 PRO и позаимствовал, «творчески переработав», общую идею модульности и даже дизайн экрана. Однако какие-то решения в нем гораздо лучше, и лишь некоторые вызывают сомнение, которое может проясниться только при длительной эксплуатации. Например, BT-модуль у PAD III гораздо меньше величиной. В отличие от MaxiSys, имеющего весьма увесистый шнур и модуль. Я так понимаю, это различие в подходе. Если модуль MaxiSys коммутируется на реле (тут я должен включить поклонника апокалипсиса и сказать, что он запросто выдержит ядерный удар), то у LAUNCH он коммутируется на транзисторах. Предположение вероятное, так как, разумеется, я ни один прибор не разбирал, но в первом при подключении слышны щелчки реле, чего нет у второго.

Непосредственно сам планшет PADIII выполнен в противоударном и пылевлагозащитном исполнении. И как я уже говорил, к нему можно подключить дополнительные модули, в том числе осциллографический блок. Но есть у прибора еще одна возможность, благодаря которой он обходит на голову конкурентов. Это - удаленная диагностика. Если в диагностируемом автомобиле установлен небольшой приборчик, напоминающий ELM-адаптер, но снабженный GSM модулем с выходом в интернет, то диагност может дистанционно продиагностировать автомобиль клиента.

Представляете, какое удобство для клиента. И какая основательная возможность привязать клиента к автосервису!

Так как на тестирование помимо диагностического прибора PADIII был предоставлен такой модуль Launch golo, то автор в качестве тестера выбрал сына, и он написал отчет по пользованию golo.


Бета-версия отличной задумки

«Занятная штука, неведомая занятная штука» - подумал я про себя, когда мне наконец-то передали этот маленький белый коробок, который, как рассказывали, включал в себя множество самых разнообразных и удивительных функций по контролю и диагностике автомобиля, так еще и умел раздавать интернет страждущим и работать удаленно. Так ли это и как это чудо современной мысли будет взаимодействовать с гением (ну или кошмаром) немецкого автомобилестроения шестнадцатилетней давности предстояло выяснить мне, как человеку далекому от всей профессиональной автодиагностической темы. А знаете почему мне? Да потому что именно для такого типажа, а именно «владею машиной, но совершенно в них не разбираюсь» и был придуман Launch golo.



Получив golo, я в первый же день попробовал воспользоваться им по назначению, а именно воткнул его в машину с целью выяснить, что же не так с моей колесницей сегодня. Кстати, сам адаптер в диагностическом разъеме находится совершенно удобно и никак не создаёт каких-либо проблем при езде. Во всяком случае на BMW, у которого данный разъем расположен в коленях водителя. Так что можно сказать, что за все время теста не было сломано ни одного golo, диагностического разъема, BMW, а так же порвано штанов или колготок той дамы, что периодично садилась за руль.

После того, как на golo загорелся синим индикатор, я скачал в Play Маркете специальное приложение golo carcare и зарегистрировался там. И тут меня поджидала первая досадная ошибка – golo никак нельзя первоначально подключить без наличия симкарты в разъеме, ну и соответственно работающего интернета, так как программа требует одновременно подключение по вай-фаю к адаптеру и скачивания из интернета некого конфигурационного файла.

Сказано-сделано, была куплена и воткнута в golo симкарта, оплачен интернет, скачан конфигурационный файл, введены все нужные коды и зарегистрированы все необходимые личные кабинеты в golo carcare. Программа эта, помимо того, что позволяет проводить диагностику авто, представляет собой некое подобие социальной сети со всеми ее атрибутами: сообщения, группы, друзья, личные интересы, трудовой водительский стаж (все названия даны как в программе). После всех этих манипуляций golo стал подавать признаки жизни и диагностировать системы автомобиля, а так же начал предоставлять доступ к данным по поездкам, скорости, оборотам двигателя, его температуре и так далее.

Начнем, пожалуй, с главной функции данного устройства – диагностики, однако по сути сказать мне нечего, так как каждая из диагностик, проведенных за всё это время, не выявила никаких ошибок. И это, как кажется мне, не есть совсем правда, так как не существует еще в мире 16-ти летних BMW, у которых отсутствуют какие-либо ошибки, тем более, что старший брат golo – тестируемый сканер Launch показывал наличие ни одной, а даже более пяти постоянных ошибок. За диагностику каждый день выдаются некие баллы, которые могут быть использованы в неком магазине, а так же быть переданы другим пользователям или техникам, которые проводят удаленнную диагностику, о которой я тоже мало, что могу сказать, так как мне она не удалась: постоянно выдавалась какая-то ошибка, которую преодолеть так и не удалось.

Трекинг у GOLO получился на славу, записывает все точно, как траекторию, так и скорость, а так же, присылает угрожающие предупреждения о том, что вы резко ускорились или замедлились. После того, как трек был записан в историю, его можно воспроизвести и детально отсмотреть каждую секунду твоей поездки, с детальным описанием технических характеристик, таких как температура двигателя или скорости. Такая функция должна быть очень полезна для отслеживания корпоративного транспорта, однако для простых пользователей данная функция может пригодиться разве что в качестве инструмента слежения для особо ревнивых супругов.

А вот с самой программой, как говорится, «подкачали». И прежде всего это выражается в качестве локализации программы golo carcare, которая периодично подкидывает поводы для размышления. Например, почему-то среди предлагаемых для выбора ваших «интересов» имеются такие пункты, как «Чтение», «Бег», «Футбол» (которые в принципе нормальные) наряду с ВНЕЗАПНО «X-431» и Land Rover. Последнее, конечно, является очень специфичным увлечением, однако не настолько, чтобы выносить его в отдельный вариант выбранных интересов. И таких мелочей множество и они, если честно, в большинстве своем раздражают.

Не поймите меня неправильно, я не белоручка, но и не профессиональный автодиагност, который попросту знает правильный перевод на русский с этого китайско-русского. И там, где он поймет, там я попросту забью и перестану пользоваться, так как мне, человеку не сведущему и простому, никоим образом не хочется заниматься переводом во вроде как уже переведенной программе, тем более, что есть места где перевода даже не было, и все это удручает.


От себя добавлю, идея с дистанционной диагностикой отличная, а вот осуществление пока еще оставляет желать лучшего. Явно видны баги программы. Не всегда и не полностью удавалось связаться с автомобилем клиента. Тут, мне кажется, дело в том, что в прибор постарались воткнуть кучу функций, которые основательно мешают друг другу. Было бы полезнее разделить функции приборов, сделав отдельно для транспортных компаний, для автолюбителей и пр. Кроме того сыграл тут свою роль и возраст автомобиля – 2002 год. Вероятно, тогда еще не все блоки общались по CAN шине.

Вернемся к диагностическому комплексу X-431PADIII. Качество перевода улучшилось, но все равно осталось еще много китайско-русского словаря. Самое главное, добавилась куча функций по онлайн программированию. Правда из марок пока BMW , FORD, MERCEDES и VAG.

Территория пока неизведанная, малоизученная и опасная. При обрыве интернета вполне можно завалить программируемый блок. Так что мелкими шажками опять осваивать новые приемы в работе с этой напастью. Зато можно уже клиента не отсылать к дилерам, а делать все самому. Можно пришивать иммобилайзеры, обновлять программы, забивать новую комплектацию.

В общем, прибор порождает новую необъятную область работы! И соответственно обучения новому. Общая идея такова. По vin-коду автомобиля прибор через интернет связывается с сервером производителя, скачивает прошивку и заливает в блок автомобиля. Попробовал с одной умершей из-за перепутанных клемм BMW. Удалось привязать новый блок управления двигателем к автомобилю.

В остальном каких-либо отказов и «косяков» не замечено. Работает быстро и надежно. Отказов в коннекте за два месяца не было ни разу. Так же как и у AUTEL реализован поиск в интернете по номеру ошибки. Тут же, нажав кнопку, попадаешь в поисковик, который ищет в сети аналогичные ошибки и способы их решения. Прибор позволяет подключать дополнительные модули: осциллограф, эндоскоп, тестер аккумуляторов, газоанализатор. То есть, функционал расширяется по мере необходимости.

Меню прибора структурировано следующим образом. На первой странице есть разделы «обновление» и «история диагностики». С помощью крайнего при необходимости можно вытащить из памяти последние двадцать диагностируемых машин. В отдельное меню выделен сброс межсервисных интервалов. Хотя его можно найти и в меню диагностики марки. Далее идут диагностика и удаленная диагностика при помощи golo.

Появилось меню поддержки причем на русском! Двумя нажатиями можно отправить логи в центр поддержки. Насколько оперативно реагирует поддержка, возможности проверить не было, так как прибор не отказывал в коннекте ни с одним автомобилем. Очень понравилась емкость аккумулятора, X-431 PADIII запросто выдерживает день интенсивной работы без подзарядки, к тому же снабжен крайне удобным крэдлом.

Об установлении связи с BT-модулем, планшет извещает фирменным писком. И разумеется по окончании диагностики разряжается тоже фирменным воплем – не оставь в разъеме BT-модуль! Это сделать легко, так как если у прямого конкурента AUTEL Maxi Sys модуль массивный, то у X-431 PADIII он чуть больше спичечного коробка. Забыть в автомобиле можно элементарно, а поскольку он стоит с половину прибора, то потеря будет значительная.

Есть в нем еще и справочная система по устройствам автомобиля, способам подключения, расположению разъемов, последовательности действий при программировании и прочим манипуляциям. Покрытие прибора охватывает практически всю гамму автомобилей, разумеется, некоторые функции бывают недоступны. Но этот недуг присутствует в любом мультимарочном сканере.

Учитывая, что X-431 PADIII будет продаваться значительно дешевле топовой модели Maxi Sys 908 PRO, обладая таким же функционалом, очевидно, что ценовую гонку прибор выиграет. Еще бы к этому прибавить доведённую до ума удаленную диагностику при помощи golo, то конкурентов в ближайшем будущем у него не ожидается. Вообще беря на тесты диагностические приборы, я пытался избегать сравнений, но тут совершенно другой случай, ведь приборы по концепции очень близки друг к другу.


Можно сказать, что прибор является хорошим инструментом для продвинутого профессионала, четко знающего, что он делает. Однако даже для него потребуется основательное изучение новых приемов работы с автомобилями.


Владимир Карташов, коммерческий директор LAUNCH-СНГ
Жаль, конечно, что коллегам не удалось провести полноценно тест-драйв удаленной диагностики. Возможно, это было связано с почтенным возрастом автомобиля, или, что более вероятно, производитель обновлял в это время облачное ПО онлайн. Во всяком случае, мы неоднократно тестировали этот режим на различных марках и никаких проблем с удаленной диагностикой golo не возникало. Думаем, что тем, кому этот вопрос интересен, мы сможем продемонстрировать удаленную диагностику на стенде LAUNCH во время выставки MIMS-2017 (место на открытой площадке между павильонами Форум и №8, зал 1).


Журнал "Кузов", август-сентябрь 2017 г. (№63)

pdf-файл