Система контроля давления в шинах: удобно и просто полезно, но при выходе из строя может быть дорого

ABW.BY Новости Опыт эксплуатации

Иван Кришкевич

Фото автора и Aliexpress


Система контроля давления в шинах TPMS (tires pressure monitoring system) – функция не только удобная, но с некоторых пор для ряда рынков еще и обязательная, как ABS или ESP. Какие разновидности бывают, какие преимущества и недостатки они имеют и во что обойдутся отказы в их работе?


Не просто удобно

Слегка приспущенная шина бьет по экономике: расход топлива растет, резина греется, изнашивается неравномерно и ускоренными темпами. Избежать этого позволяет периодическая (раз в неделю) проверка давления при помощи манометра.



Но давайте честно: кто-нибудь ее так часто проводит? В лучшем случае инструментальный контроль заменяется визуальным и тактильным: ткнул пальцем в боковину – вроде не мягкая, и ладно!



Сильное падение давления в колесе опытный автомобилист, возможно, и заметит – по внешнему виду или по поведению машины (боковому уводу). Но далеко не все так могут, да и шину может начать спускать прямо в движении. А последствия могут быть серьезными: ухудшается управляемость, возникает боковой увод, а при активных маневрах или при серьезном торможении колесо может разбортироваться – и все это чревато аварийными ситуациями.

Именно по этой причине установка TPMS на новые модели теперь обязательна на ряде рынков. А раз так, то скоро с этой системой столкнутся покупатели большинства свежих машин. Что же им следует знать?

Прямо или косвенно



Начнем с того, что по методу определения давления такие системы делятся на "прямые" и "косвенные".

Косвенное определение основывается на показателях датчиков скорости колес системы ABS. Логика такова: в случае падения давления колесо начинает вращаться быстрее, чем остальные. Если этот факт регистрируется, система выдает соответствующее сообщение. Преимущество систем такого типа – в низкой себестоимости: по сути, это лишь дополнительная программа, использующая и так существующие датчики ABS. Главный же недостаток заключается в низкой точности: в некоторых случаях возможно ложное срабатывание, а достоверное происходит при значительном падении давления. К тому же система обычно бессильна, если установлены шины RunFlat, сохраняющие форму за счет жестких боковин, даже когда колесо практически спущено.



Куда большей точностью и надежностью обладают системы прямого мониторинга, которые используют датчики давления и температуры. Последние бывают внешними (их надевают прямо на ниппель вместо колпачков) или внутренними (монтируются на диск изнутри и соединяются непосредственно с ниппелем). Внешние датчики обычно дешевле, а главное – их установка предельно проста. Чтобы поставить или заменить внутренние датчики, потребуется разбирать и затем собирать колесо, что увеличивает стоимость процедуры.

С другой стороны, внешние датчики могут похитить, они больше подвержены воздействию агрессивной среды. Внутренние датчики уязвимы разве что при неумелом демонтаже шины. Именно такой тип датчиков обычно используется в штатных системах. А вот внешние отлично подойдут для универсальных TMPS, предлагаемых в качестве аксессуаров.

Поставь себе TMPS сам



Да-да, если в вашем автомобиле такой системы нет, вы можете установить ее самостоятельно. Просто покупаете комплект, который в наших интернет-магазинах можно найти в пределах 100-200 рублей (с внешними датчиками дешевле, с внутренними дороже). В данном случае датчики сообщаются с блоком, который крепится на панель или вставляется в гнездо прикуривателя. На его ЖК-экран выводится информация о давлении (иногда и температуре) во всех четырех колесах. Некоторые системы позволяют выводить информацию на смартфон через Bluetooth.

Поскольку имеются различия по методу коммуникации между датчиками и блоком, типу датчиков, настройкам и выводу информации, а также качеству исполнения, перед покупкой изучите техническое описание и отзывы о выбранном варианте.

Штатные системы: в чем может быть проблема?
Но вернемся к заводским системам TMPS, которые все чаще можно увидеть не только на автомобилях премиум-марок, но уже и на представителях масс-сегмента. Они, кстати, могут различаться в плане точности работы и информативности: в одних случаях это просто сообщение о падении давления в одной из шин, в других на дисплей выводится информация обо всех колесах, включая их температуру.



Надежность систем, как правило, очень высокая, а основные проблемы связаны с датчиками. Как мы уже сказали, их могут повредить при шиномонтаже. Есть вероятность выхода из строя самого датчика (например, нарушение подачи радиосигнала). Но есть и фактор возраста: срок службы батареи обычно варьируется в пределах 5-10 лет, при этом внутренние датчики, как правило, неразборные, то есть при разряде батареи меняется датчик целиком.

И тут возникает вопрос о цене вопроса. Оригинальный датчик может стоить порядка 100-250 руб., поэтому у владельца есть несколько вариантов решения: покупка оригинального, но б/у датчика (в среднем 40-70 руб. для массовых моделей) или покупка универсального датчика от Bosch, Launch, Autel и т.д.(стоимостью порядка 60-100 руб.).



При этом стоит учитывать, что по части радиосигнала системы бывают двух стандартов – частотой 315 и 433 МГц. Некоторые датчики поддерживают оба стандарта, некоторые – только один, поэтому важно точно понимать, подойдет ли найденный вариант вашему автомобилю. А еще нельзя просто так взять и заменить датчик – его ID придется прописывать, в среднем эта услуга стоит 10 рублей. Бывает, из строя выходит сам вентиль. Если возможна его замена, то новая деталь обойдется в 15-20 руб., ремкомплект будет чуть дешевле. Но добавьте стоимость демонтажа/монтажа шины и ремонта датчика – итоговая цена решения вопроса может неприятно удивить.



Может, просто "забить" и ездить с неработающим датчиком? В этом случае как минимум будет постоянно выводиться сообщение о падении давления в одном из колес. В некоторых моделях сообщение это довольно назойливое, также при дальнейшем продолжении движения могут появляться новые сообщения об ошибках. При этом просто отключить TMPS при помощи пользовательского меню далеко не всегда возможно, придется использовать диагностическое оборудование. Опять же вы лишаетесь полезной функции.

Правда, есть еще вот какая проблема. Допустим, вы пробили колесо и установили "запаску", в которой нет датчика. Система, скорее всего, тоже будет паниковать. А если вы покупаете зимний комплект с дисками и шинами? Его тоже неплохо бы оснастить датчиками, которые придется прописывать.

Обнаружить и назначить

Собственно говоря, это как раз тот случай: владелец свежего кроссовера купил зимние шины и хочет смонтировать их на отдельные диски. А чтобы система TMPS продолжала работать, готов разориться на комплект универсальных внутренних датчиков (250 руб.) и приехал к специалистам, чтобы их прописать. Нам как раз удалось застать этот процесс.



"Есть системы, в которых можно по их же протоколу создать другие ID – и это особых сложностей не вызовет: машина поехала, "увидела" новые датчики – и никаких проблем. Но это редкость. Поэтому проще сделать иначе: узнать ID существующих датчиков и назначить их второму комплекту", – объясняет представитель дистрибьютора Launch в РБ "ТД Гранд-Сервис Групп" Дмитрий Александров.

Для начала нужно опросить датчик – для этого диагностический прибор подносится прямо к нему. Правда, автоматически связь не налаживается: надо ввести марку и модель автомобиля. Есть контакт! Датчик обнаружен, его ID виден – и он копируется для дублера.



Несколько минут – и эта процедура повторена для всех колес. Теперь владелец автомобиля заберет прописанные датчики, их установят на шиномонтаже на зимний комплект. Главное, чтобы их поставили на те колеса, для которых они прописаны (переднее правое, переднее левое и т.д.). Неужели принципиально? "На некоторых моделях может быть", – говорят специалисты.

А если говорим про отказ одного датчика и его замену на новый – как быть?



– Если он еще может давать информацию, то связываемся с ним, узнаем ID, дублируем его для нового датчика – вот как сейчас мы это сделали. Если он не отвечает, вышел из строя полностью, то опрашиваются все остальные датчики – мы видим три ID. Затем подключаемся к машине и видим все четыре номера – методом исключения определяем, какой из них принадлежит неработающему датчику. И назначаем его для новой детали, – объясняет Дмитрий.

– А если по какой-то причине нельзя присвоить новым датчикам действующие ID?

– В крайнем случае по протоколу системы интегрируешь номера датчиков и при помощи сканера назначаешь их для штатной системы. Но здесь уже потребуется диагностическое оборудование. Ведь одно дело опросить старый датчик и прописать новый, и другое – войти в систему TPMS автомобиля, чтобы войти в блок управления и внести новый ID.



Собственно от вида проблемы и способа ее решения зависит и то, кто сможет этим заняться. Дилеры готовы работать с оригинальными компонентами, независимые СТО – с любыми, если позволяет оборудование (специальные сканеры для работы с датчиками стоят от 450 руб. и выше, так что их покупка должна быть оправдана работой в этом направлении). Но по факту продавать и прописывать датчики сейчас готовы и крупные шиномонтажные мастерские, тем более что на коммерческой технике и дорогих легковых моделях TPMS применяется уже достаточно давно. Ну а с увеличением числа свежих машин, где эта система стоит уже по умолчанию, ее диагностика и обслуживание и вовсе не должны вызывать проблем.


Оригинал статьи