Лет двадцать назад мастеру, скажем так по системам управления двигателем, требовалось вложений в профессию немного. Стандартный инструментальный набор: прозвонка, тестер и практически все. Наиболее богатые и продвинутые могли похвастаться еще газоанализатором, и уж совсем верхом крутости был мотор-тестер, способный снимать осциллограммы напряжений.
Однако прогресс на месте не стоял, автомобили усложнялись, и это потребовало все более сложных и соответственно дорогих электронных инструментов в работе. В какой-то момент технический прогресс в автомобилестроении пошел параллельно с прогрессом в маркетинге авторемонта. Точнее даже не в самом маркетинге, а в развитии искусства вытаскивания денег из карманов людей, занимающихся ремонтом.
Ведь посудите сами. Сначала это были блинк-коды, которые можно было считать и без специального диагностического оборудования. Просто перемкнув определенные провода. Потом потребовались диагностические компьютеры. Потом пошли ограничения на интеллектуальную собственность, которые радостно были подхвачены производителями автомобилей.
Каждый производитель придумывал свой протокол диагностики, свой разъем, свой диагностический компьютер. Пока всех законодательно не накрыл стандарт OBD . Протоколы привели к единому стандарту, да и разъемы тоже, обязали производителей не прятать их в неожиданных местах.
Тогда борьба производителей автомобилей, желающих доить деньги с владельцев весь срок эксплуатации автомобиля, и независимых авторемонтников, желающих перенаправить поток денег в свой карман, ушла в другую плоскость. Теперь чтобы обслужить автомобиль, авторемонтнику потребовался сканер дилерского уровня. Расход денег на такой прибор велик и сиюминутен, а вот окупаемость растянута по времени вплоть до бесконечности. Вот и приходится балансировать между «надо» и «сойдет», паять какие-то собственные конструкции, пропадать на форумах, заниматься, упаси боже, ломанием программ и прочим неприличным хакерством.
Вообще право интеллектуальной собственности в программах по диагностике – дело очень мутное и тошнотворное. Диагностам на это, разумеется, наплевать. Им нужен максимум функционала при минимальной цене. ВСЕ! Кто там у кого украл, или не украл, а творчески переработал, конечного потребителя волнует мало. Как нас в детстве не волновало сходство Буратино и Пиноккио.
Так вот на радость народным массам появились независимые производители систем диагностики. Они спасли нас, простых авторемонтников, от покупок дорогого, необходимого позарез сканера дилерского уровня.
Сразу хочется заметить, что цены на европейское и американское независимое диагностическое оборудование неоправданно задраны. Однако стоит вслух об этом упомянуть, как набегают менеджеры и начинают объяснять тебе, неразумному авторемонтнику, что это не они такие жадные, это законы рынка жуткие. Однако законы рынка в коммунистическом Китае не работают. Именно благодаря производителям из Поднебесной независимые авторемонтники не пошли по миру.
Итак, сегодня представляю вам диагностический прибор, произведенный в КНР: первый по продажам, самый популярный в России и окрестностях – Launch X-431 pro.
Сам черт ногу сломит в обозначениях сиих китайских девайсов. Сделали бы уж сквозную нумерацию, что ли… Изначально прибор Х-431 был коробочкой непонятного форм-фактора с кучей переходников, черно-белым экраном и засунутым в чехол из кожзаменителя. О нем ходили страшилки, что от этого прибора срабатывали подушки, что он накидывал критических ошибок, а уж язык, на котором он работал, только лишь условно можно было назвать русским. Но тогда он стал мега популярным у коллег, поскольку стоил гораздо дешевле любого другого прибора. У него было много различных вариантов и исполнений. Их всех объединяло одно обозначение Х-431, а дальше индексы разнились.
С течением времени, освоившись на российском рынке диагностики, поняв его суровые реалии, представители компании Launch кардинальным образом переработали прибор. Более того, российские представители бренда из компании «Лаунч Рус» внедрили качественную русификацию как меню, так и фактической части. Обозначение осталось прежним Х-431.
Что же поменялось?
Во-первых, избавились от проводов. Есть фишка, которая вставляется в диагностический разъем. Она связана с диагностикой по Bluetooth.
Во-вторых, все программы смогли адаптировать под Android.
В-третьих, основательно мммм… творчески переработали практически все дилерские программы по ремонту.
В-четвертых, остались верны ценовой политике.
Разберем все пункты последовательно.
Начнем с внешности. Типичный китайский планшет на платформе Android, заключенный в ударопрочный силиконовый корпус красного цвета. Имеет с обратной стороны наплыв, в котором находится гнездо для адаптера. Типичный китайский – это значит с кучей развлекательных «прибабахов» вроде антенны для FM-радио.
Насколько я могу судить, это был первый прибор, который стал использовать беспроводную передачу данных. Тут они на голову превзошли конкурентов. Причем по-восточному мудро для связи с адаптером использовали именно Bluetooth. Ибо Wi-Fi оставили для быстрого доступа в интернет, где можно расшифровать код ошибки, задать вопрос коллегам или посмотреть интересующую схему. Да и обновить программы можно тоже по Wi-Fi.
Но при этом проявился один минус, связанный с человеческим фактором: адаптеры стали уезжать с машинами. А если учесть, что адаптер стоит как половина прибора, то можно понять, какое количество волос на голове вырвали невнимательные растяпы. В одном из обновлений производитель учел этот вопрос и научил прибор по окончании диагностики напоминать об адаптере. В данном случае связь устойчивая, быстрая, без обрывов.
ПЛАНШЕТ!!! Только тот, кто пытался провести диагностику в ездовом цикле, поймет, почему я написал это слово заглавными буквами и с тремя восклицательными знаками. Компактный, удобный, в нескользком силиконовом чехле. Удобство просто неимоверное.
А если надо проверить работу ABS? С торможением в пол до заноса? Держать на коленях даже самый компактный ноутбук гораздо неудобнее.
Программы. Работая с Launch X-431 Pro, я пользовался одновременно также дилерскими приборами Mercedes, Toyota и Ford. Разумеется, я не был удивлен сходством программ и одинаковой структурой меню. То есть мы имеем творчески переработанную под Android дилерскую программу.
Это, безусловно, плюс, так как программа будет содержать меньше ошибок. Я уже указывал, что меня меньше всего волнует соблюдение авторских прав, особенно производителей автомобилей, которые чинят мне препятствия в качественном ремонте при погоне за длинным рублем. Поэтому такую творческую переработку я всячески приветствую. По крайней мере, это фактор, снижающий аппетиты производителей дилерского оборудования.
Охват автомобилей огромный. Не получилось попробовать Bentley, Maybach и иже с ними прочую экзотику. Но в меню есть эти марки. Fiat и Alfa Romeo читаются криво. Похоже, что производители прибора не дружат с Magneti Marelli. А ведь как раз Ferrari и приезжал ко мне на ремонт.
Меню толковое. Есть возможность вывода данных в графическом виде. Правда, если вывести 4 или более графика, получаются они слишком мелкими. Но это неудобство – продолжение удобства в компактности. Есть возможность записи для последующего анализа.
Справедливости ради отмечу некоторые явные минусы продукта.
Несмотря на в целом грамотную русификацию, в приборе по-прежнему немало китайско-русских «покрышек двигателя» и «открытых дат на готовности». Профессионала такие надписи лишь задорят, а вот начинающего диагноста могут вогнать в ступор. В этот момент переключиться на английский язык не получится, ведь программы скачиваются на том языке, который был выбран изначально. Чтобы его сменить, нужно залезть в настройки самой системы Android. Это не очень удобно.
Хотелось бы несколькими словами отметить клиентскую поддержку. По общим капризам прибора без проблем можно связаться с продавцами. Но вот позвонить и спросить, как понимать те или иные превратности перевода или же разобрать код неисправности, который система выдала в шестнадцатеричном формате, очень сложно.
Цена на прибор адекватна: около 65 000 рублей за прибор. Если стоимость сравнить с потенциалом, охватом, удобством и прочими плюшками, то она оказывается весьма привлекательной.
Любителей «ломать систему» и покупать дешевые приборы непосредственно в Китае в обход российского представительства и дистрибьютора хочется предупредить, что те продукты запрещены к эксплуатации в других странах. То есть китайский Launch своим порядковым номером прикреплен к местному дистрибьютору и не может быть переведен в Россию. То есть хитрецы лишаются гарантии, а также технической и информационной поддержки. Ну а тех, кто привык закупаться на AliExpress, ждет не оригинальный Launch, а лишь трухлявая подделка, лишенная множества функций.
Напоследок можно сделать вывод: диагностический сканер Launch X-431 pro является мощным инструментом в работе диагноста. Есть небольшие недостатки, которые с лихвой компенсируются его достоинствами. Смело можно рекомендовать его как и начинающим диагностам, так и более продвинутым профи. Но последним – в качестве второго прибора или для работы на выезд, поскольку пока не все марки и не все элементы читаются в должной мере. У меня был случай, когда прибор не связывался с Peugeot Boxer , в то время как несколько других приборов связались.
В стабильно работающем автосервисе, по моим прикидкам, прибор окупится в пределах четырех-шести месяцев.
Журнал "Кузов", июнь-июль 2016 г. (№56)