Мобильный прибор для диагностики Texa Care настолько компактен, что он помещается под крышкой (облицовкой) системы бортовой диагностики. С его помощью автомастерская может проводить мобильную диагностику и планировать ход необходимых сервисных работ (B-Call). Программа предлагает автовладельцу быструю помощь при необходимости (E-Call).
Smart Module от Technotest – первое устройство, которое записывало сообщения об ошибках. |
В середине 80-х гг. ХХ в. производители начали устанавливать в свои автомобили самодиагностируемые блоки управления. Это было революцией: наконец-то станции техобслуживания получили возможность считывать обнаруженные ошибки и параметры блоков управления. И все же по-прежнему задачей автосервисов остается выявить причину, полагаясь на слова клиента, коды неисправности и замеры компонентов. Но имеются причины ошибки, которые не поддаются подобному виду диагностики. Они встречаются лишь периодически, не воспроизводимы и не фиксируются в памяти блоков управления. Или же ключевой код ошибки невозможно выделить из большого объема ошибок. Причиной могут быть поврежденный контакт, обрыв кабеля, ненадежные контакты соединительных элементов и т. п. Без конкретной индикации подобные ошибки остаются не выявленными. К счастью, сегодня возможно взять систему диагностики в комплекте на тест-драйв. Преимущество данной системы в том, что параметры можно наблюдать и фиксировать во время поездки. Но проводить обслуживание в движущемся автомобиле весьма проблематично. Кроме того, искомая ошибка во время тестовой поездки может просто-напросто не возникнуть.
Переход между техникой автомастерской и техникой потребителя – плавный. Приложение Fun2drive от Bosсh предлагает автовладельцам дополнительную информацию о транспортном средстве. |
Другое дело, если предоставлять клиенту диагностическое устройство на несколько дней. Тогда оно может начать регистрацию данных при возникновении неполадок. Технически это вполне осуществимо. Но кто рискнет предоставить устройство стоимостью несколько тысяч евро на руки? Долгое время обнаружение нерегулярно возникающих неполадок обходилось необоснованно дорого. Но все поменялось в 2005 г., когда на рынке появился Smart Modul. Этот диагностический прибор обслуживался персональным компьютером через Bluetooth. Его особенностью была функция самописца. С помощью этой функции пользователь мог записывать во время испытательной поездки показатели блоков управления в течение нескольких дней. На корпусе находилась красная кнопка, на которую нажимал водитель, как только искомая ошибка давала о себе знать. Сохраненные во время поездок записи пользователь отправлял через компьютерное приложение в мастерскую. К записанным данным относились, например, положение дроссельной заслонки, подача воздуха, температура хладагента и всасываемого воздуха. Прибор также сохранял данные о частоте вращения двигателя и показатели лямбда-зонда. Полученные данные можно было просматривать как фильм. Каждый раз, когда водитель нажимал красную кнопку, на пленке оставалась метка. Встречающийся код ошибки тоже ставил метку. Таким образом, в мастерской могли легко установить, какие коды ошибки встречались в первую очередь и какие данные повлияли на ошибку. Итак, Smart Module был первым диагностическим прибором с функцией регистрации данных. Аналогичные функции имеются и у некоторых современных диагностических приборов. Так, система диагностики Snooper+ располагает функцией регистрации данных посредством нажатия кнопки.
Запись параметров мотора
Функция запоминания данных возможна сегодня и без нажатия на кнопку. Производители приборов диагностики Launch и Texa существенно уменьшили устройства в размере. Теперь они едва больше, чем штекер OBD. CRecorder II от Launch может записывать данные OBDII и EOBD до 24 часов. До 90 часов и до 8 параметров может записывать OBD Matrix от Texa. Разумеется, в мастерской перед использованием должны конфигурировать устройство. После промежуточной ступени OBD-диагностики оба предприятия предлагают полноценные диагностические устройства в миниатюрном формате. Эти устройства покрывают системы автомобиля, не только связанные с экологическими параметрами, но и все другие.
Диагностический прибор Snooper+ от WOW для мобильной диагностики имеет функцию запоминания данных. Посредством клавиши запоминания пользователь начинает запись. |
Launch два года назад представил Golo Carcare. В прошлом году Texa стала выпускать систему Care. Обе системы прекрасно справляются с задачей регистрации данных в рамках мобильной диагностики, периодически обнаруживая ошибки. Для этого данное диагностическое устройство нужно установить в автомобиль клиента лишь на несколько дней, после чего в мастерской получают видеозапись из накопителя данных. Маленькие устройства хранят данные датчиков и коды ошибок, так же как и ранее это делал Smart Module. Почти во всех случаях можно найти причину ошибок на основе этой информации. Удобный в использовании диагностический «шпион» подключается через Bluetooth к компьютеру, на котором пользователь может считывать данные и управлять устройством. Также этот диагностический прибор можно подключить к смартфону водителя. Таким образом, водитель может отправлять сообщения в автомастерскую с просьбой об оценке данной ошибки. И наоборот, специалисты сервиса также могут удаленно проводить диагностику: на расстоянии считывать сообщения с блока управления и наблюдать за работой в режиме онлайн. Это возможно, пока автомобиль заведен и есть мобильный Интернет. Из комбинации смартфона с его системой навигации и блока диагностики следуют дальнейшие функции. Так, например, в Texa Module можно надстроить функцию E-Call – в Италии на внутреннем рынке она очень широко используется. Здесь Texa запустила «горячую линию» для этого приложения. Система может самостоятельно вызвать помощь, если, к примеру, сработает подушка безопасности.
Некоторые сети автосалонов уже широко используют итальянские диагностические приборы: они в качестве профилактики считывают данные автомобилей своих клиентов. Если уровень масла низкий или тормозные колодки на уровне максимально допустимого износа, клиент получает сообщение на свой смартфон. Можно сказать, что мобильная диагностика сегодня набирает обороты.
Журнал "Новости автобизнеса", январь-февраль 2017