Как работает кузница кадров


Эксперты статьи:
Андрей Бракоренко, директор «Академия Хай Тек» (г. Минск)
Данир Шамсутдинов, директор ЦТА (г.Уфа)
Текст:
Александр Колпаков

Сегодня тема переподготовки и повышения квалификации кадров для автосервисных центров актуальна для всех участников данного сегмента авторынка. Коммерческий успех деятельности станций технического обслуживания напрямую зависит от уровня квалификации технических специалистов. В решении кадрового вопроса каждая компания идет своим путем, нарабатывая опыт в повышении квалификации сотрудников и специалистов.

Кадровая проблема является одной из наиболее острых в системе технического обслуживания автомобилей. Практически перед каждым предприятием отрасли остро стоит вопрос по систематическому и постоянному обучению кадров, повышению уровня их профессиональных знаний: стремительное развитие автомобильного рынка, постоянное внедрение инноваций и появление новых стандартов обслуживания автомобилей требуют от специалистов больших умений и высокой квалификации.

Учиться, учиться и учиться


От квалификации кадров, работающих на станциях технического обслуживания, в большой степени зависит уровень доходов предприятия. Допущенные сотрудником ошибки как в технологии процесса ремонта и обслуживания автомобиля, так и при общении с клиентами могут приводить к неоправданным потерям. Сегодня отсутствуют систематизированные данные о том, сколько средств теряет та или иная компания при ошибке диагноста или при возврате недавно отремонтированного автомобиля, сломавшегося после посещения СТО. Не подсчитаны ни прямые потери, ни косвенные, проявляющиеся в потере лояльности клиента к данному сервисному предприятию. Специалисты, давно работающие в отрасли, отмечают прямую связь между повышением квалификации персонала и качеством диагностирования и обслуживания автомобиля. Снижение количества ошибок диагностики и улучшение качества обслуживания и ремонта приводит к столь желанному итогу: повышению наполняемости заказ-наряда и увеличению их количества. Зависимость между квалифицированной и грамотной работой сотрудников сервисного центра и успешностью бизнес-процессов оказывается достаточно высокой: чем выше квалификация сотрудников, тем меньше риск для клиента получить некачественно проведенное обслуживание. Соответственно, обучение сотрудников СТО – это инвестиции в бизнес и в специалистов, работающих на предприятии. Они вполне соизмеримы с теми выгодами, которые владелец СТО получает в итоге. Опыт многих компании показывает, что между затратами на обучение и результатами работы имеется прямая связь. Низкий уровень государственного профессионального образования, отсутствие системы переподготовки и повышения квалификации вынудили бизнес взять в свои руки обучение кадров автосервисных центров. Сегодня на рынке работают учебные центры, корпоративные университеты и прочие организации, прямой функцией которых является обучение и повышение квалификации кадров работников СТО.

«Лаборатория в ООО «ЦТА» работает с 2006 года. Целевая аудитория – выпускники технических колледжей, сотрудники СТО (слесари, электрики и диагносты), а также люди, решившие сменить вид трудовой деятельности. Возраст слушателей: от 18 до 60 лет. Каждый месяц обучение проходят 30-40 человек из многих регионов России», - рассказывает Данир Шамсутдинов, директор ЦТА (г.Уфа).

С развитием системы профильного обучения сотрудников станций технического обслуживания происходит диверсификация по числу учебных программ, и расширение аудитории обучающихся. Но в целом, если разделить учебные курсы на «клиентоориентированные» и «автомобилеориентированные», то первыми по времени возникли курсы по обучению навыкам и приемам профессиональной работы механиков. А нынче процесс обучения охватывает кадры специалистов практически всех специальностей для работы на СТО – от топ-менеджмента до низового звена.

«Учебный центр «Академия Хай Тек» функционирует с ноября 2015 года. Изначально проводились занятия по автомобильной электронике, но позже появились специальные курсы для владельцев личного транспорта и владельцев автосервиса. На сегодняшний день «Академия Хай Тек» занимается подготовкой специалистов автобизнеса. Целевой аудиторией является любой автовладелец, а также сотрудник автосервиса или мастер-гаражник», - отмечает Андрей Бракоренко, директор «Академии Хай Тек» (г.Минск).


Программно-курсовой подход


Курсовая форма обучения и повышения квалификации с отрывом от производства сегодня является доминирующей несмотря на то, что владелец СТО при отсутствии специалиста на период обучения на время теряет в доходах. В учебных центрах, поэтому, разрабатываются курсы интенсивного обучения, продолжительностью в несколько дней.


«В «Академии Хай Тек» структура подготовки специалистов в области автомобильной электроники многоступенчатая. Слушатель самостоятельно выбирает для себя курс. Обучающие курсы для подготовки специалистов проводятся в максимально короткие сроки: от 20 учебных часов до 30-40, в зависимости от сложности курса. Но также есть и специальные программы подготовки специалистов. Они больше по объему, около 70-100 часов», - рассказывает Андрей Бракоренко.

В лаборатории ООО «ЦТА» за десять лет работы накоплен большой опыт. Здесь оптимальным считают недельный курс по переподготовке и повышению квалификации специалистов СТО, а главным направлением – обучение навыкам и приемам.

«Сегодня в учебном центре проводятся следующие практические семинары: «Заправка и диагностика систем кондиционирования воздуха автомобилей»; «Диагностика: обнаружение и устранение неисправностей электронной системы управления бензиновых двигателей» (6 дней); «Автоэлектрика: устранение неисправностей штатного электрооборудования современного автомобиля и установка дополнительного оборудования» (6 дней); «Диагностика двигателя и ремонт систем впрыска топлива автомобилей с применением современного оборудования» (6 дней); «Диагностика двигателя и ремонт систем впрыска топлива автомобилей Common Rail с применением современного оборудования» (2 дня). Семинары проводятся регулярно, по расписанию, утвержденному до конца текущего года. Также проводятся мастер-классы по индивидуально разработанным программам», - делится опытом Данир Шамсутдинов.


На собственной базе


Создавая систему обучения, центр должен решить ряд проблем, в том числе связанных как с учебным процессом, так и в плане организации и функционирования. Они таковы: Во-первых, актуализация содержания курсов. Как правило, слушатель идет на курсы в целях получения новой и актуальной информации. Во-вторых, не стоит упускать из виду и такие вопросы, которые связаны с организацией учебного процесса. Как правило, учебные центры должны иметь серьезную материально-техническую базу и свой собственный штат преподавателей. Основой для формирования учебных программ является постоянный мониторинг. Опрашиваются сотрудники СТО, выясняются вопросы, возникающие у них при обслуживании современной техники обязательно принимаются также во внимание рекомендации производителей сервисного оборудования.

«Наши учебные программы являются собственной разработкой. Каждый курс состоит из теоретической и практической части. Особенностью является то, что теоретические знания подаются в необходимом и достаточном объеме для освоения практических навыков. Практика показала, что чрезмерная «глубина» теоретической части не повышает, а даже снижает качество обучения», - отмечает Данир Шамсутдинов.

Важнейшим аспектом является то, что курсы проводят сами авторы учебных программ. Учебные программы непрерывно совершенствуются. Основной упор делается на приобретение реальных практических навыков за короткий срок. В процессе работы у слушателей возникают вопросы, на которые они могут получить ответы через поддержку от преподавателя и в литературе.

Андрей Бракоренко рассказывает:

«Учебные программы формируются следующим образом: тренер, который курирует и соответственно проводит курс, изучает литературу, взаимодействует с инженерами заводов и специалистами профессиональных автосервисов, изучает Интернет-ресурсы – в результате получается теория. Далее данная теория применяется на практике. Только после того как практикой подтверждается актуальность и качество теоретического материала, курс выдается аудитории. В последующем курс постоянно актуализируется и дополняется».

Практический опыт работы тренеров складывается из сотрудничества с множеством профессиональных станций технического обслуживания, а также в тесном взаимодействии с представительствами различных мировых компаний, производящих оборудование и автомобили. Слабая и устаревшая материально-техническая база, которая используется в обучении молодых специалистов в системе государственного профтехобразования, стала «ахиллесовой пятой», результатом которой стал низкий уровень подготовки выпускаемых кадров. Для решения задач подготовки высококвалифицированных специалистов технического сервисного центра вопрос создания современной материально-технической базы становится первостепенным.

«Нет смысла обучать на оборудовании, которое не актуально и его нет на рынке. Основой для подбора оборудования являются следующие критерии: качество оборудования, «доступность» производителя в части решения технических вопросов, распространенность оборудования. Например, по курсу «Диагностика: обнаружение и устранение неисправностей электронной системы управления бензиновых двигателей» основными приборами являются приборы фирмы Launch. В качестве учебных платформ применяются учебные стенды», - отмечает Данир Шамсутдинов, директор ЦТА.

Такой же подход к выбору оборудования и в учебном центре «Академии Хай Тек». Учебно-материальная база Академии состоит из рекомендовавшего себя профессионального оборудования, которое на данный момент является актуальным и современным, учебных стендов, разработанных тренерами Академии. Для воспроизведения информации используется современное мультимедийное оборудование, а также специально оборудованные классы. Также в Академии есть лаборатории и учебные автомобили.


Журнал "Проавтобизнес", №4 / 2016 (303)

pdf-файл